Лить или не лить?

Лить или не лить?

Мелиорация признана ключевым фактором повышения эффективности отечественного сельского хозяйства
Программы импортозамещения по таким направлениям, как садоводство, овощеводство, производство продукции растениеводства в закрытом грунте, предполагают также масштабные мероприятия по мелиорации. Она почти вдвое повышает урожайность зерновых культур, в целом позволяет значительно поднять качество и эффективность сельхозпроизводства. Сейчас в России действует целый ряд программ, направленных на возрождение некогда мощнейшей в Европе ирригационной системы СССР.

В этом году наша страна в очередной раз установила рекорд по сбору урожая зерновых — более 120 млн тонн. Еще летом превратившись в мирового экспортера пшеницы № 1, Россия постепенно приходит к тому, что возможности экстенсивного роста практически исчерпаны. Если ранее постоянный прирост производства продукции растениеводства осуществлялся во многом за счет ввода ранее брошенных земель и их последующей разработки, то сейчас в таких регионах, как Ставропольский край, Адыгея, Краснодарский край, республики Северного Кавказа в густонаселенных регионах Поволжья, неиспользуемой земли практически нет. «Сегодня у нас есть фермеры, которые доказали свою эффективность и работоспособность, собирают по 55-65 ц/га пшеницы, однако потенциала для роста в плане земли я не вижу — ее просто нет», — сетует фермер из Адыгеи Ахмед Насуцев. По его словам, некоторые КФХ уже вовсю вводят технологии искусственного орошения, и там, где зерновые получают дополнительный полив, собранный урожай по-настоящему впечатляет — до
160-180 ц/га, значительно повышается и качество получаемого зерна, однако поливать дорого, а цена на пшеницу в последнее время не способствует инвестированию в повышение урожайности этой культуры.

Водный вопрос
Проблема еще и в том, что на значительной части территории регионов, считающихся ключевыми в плане агропроизводства, есть проблемы с водой. Так, республики Северного Кавказа почти полностью находятся в зоне рискованного земледелия, где хотя бы раз в три года гарантирована засуха. Как рассказал «Вестнику» руководитель ФГБУ «УЭКГ и ЧВ» Александр Погода, в зоне ответственности управления на начало текущего года площадь орошаемых земель составила 132 тыс. га, площадь действующей оросительной системы — 94 тыс. га, а фактически поливается только чуть более 61 тыс. га. Конечно, это значительно меньше, чем во времена СССР, однако активная работа специалистов управления, участие в государственных программах развития, а также инвестиции со стороны заинтересованных агропроизводителей позволяют менять ситуацию к лучшему. «Природные условия большей части Калмыкии, Дагестана, востока Ставропольского края имеют сухой климат, резко континентальный с жарким летом и холодной зимой. Сумма осадков за весь вегетационный период не превышает 200 мм, а число дней с атмосферной засухой в течение этого периода достигает 105 дней. Понятно, что для эффективного земледелия здесь нужны мелиоративные мероприятия, прежде всего полив», — отмечает Александр Погода.
А например, Белгородская область, где 50% валового регионального продукта приходится на сельское хозяйство, находится на водоразделе Днепра и Дона, есть небольшая река Оскол, но она немноговодна, воду местные аграрии получают из небольших искусственных озер, расположенных в естественных впадинах, и доставлять ее оттуда приходится с помощью сложной системы насосных станций и шлюзов, что тоже крайне дорого. «Такие направления сельского хозяйства, как овощеводство, садоводство, виноградарство, невозможно без искусственного полива. Например, руководство Белгородской области ставит перед аграриями региона задачу в 2020 году выращивать около 1 млн тонн яблок, то есть около 15-20% всего объема, который потребляет Россия. Чтобы достичь этого, нужно наращивать и инвестиции в мелиорацию, поскольку эффективный рост плодовых деревьев возможен только на орошаемых землях», — отмечает директор ФГБУ «Управление «Белгородмелиоводхоз» Александр Головков.

Потенциал мелиоративного роста
В настоящее время площадь мелиорируемых земель в России, по данным Минсельхоза РФ, не превышает 8% от всей площади пашни. В Китае доля мелиорированных земель достигает 44,4%, в Индии — 35,9%, в США — 39,9%. При этом, по данным НИИ проблем мелиорации, из земель, числящихся в фонде орошаемых угодий, в действительности с разной степенью регулярности поливается только около 60%, а среди осушаемых земель лишь пятая часть используется в сельхозпроизводстве по назначению с высокой отдачей. Износ основных фондов осушительных систем составляет 50-55%, а 24% осушительных систем нуждаются в реконструкции. В России уже четвертый год действует ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы», которая на 100% финансируется из федерального бюджета. Согласно ей, как отмечает первый заместитель министра сельского хозяйства России Джамбулат Хатуов, до 2020 года России необходимо вовлечь в оборот более 2 млн га мелиорированных земель за счет строительства и, самое главное, реконструкции уже существующих систем и сооружений. «Всего в рамках федеральной программы запланировано финансирование в общем объеме 150 млрд рублей. В результате планируется, что объемы производства растениеводческой продукции на мелиорированных землях увеличится более чем в полтора раза», — говорит Хатуов. Он также добавляет, что сегодня доля производимой в стране на орошаемых землях сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении оценивается в 220 млрд рублей — это чуть более 10% от всей производимой растениеводческой продукции. «При двойном увеличении площади мелиорированных земель Россия имеет серьезные шансы на успешное выполнение не только собственной Доктрины продовольственной безопасности, но и на обеспечение нашей качественной и экологически чистой сельхозпродукцией других стран», — уверен он.

В этом году в рамках федеральной целевой программы планируется обеспечить мелиоративные мероприятия на 319 тыс. га земель сельхозназначения. В частности, предстоит ввести в эксплуатацию 93,17 тыс. га мелиорируемых земель за счет строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования. Это на 7,3% выше уровня 2016 года и на 24,9% больше показателя 2015 года.
Кроме того, на площади 144,88 тыс. га будет проведена работа по защите и сохранению сельхозугодий от ветровой эрозии, для чего на 11 тыс. га будут посажены лесные насаждения. Еще 68,64 тыс. га неиспользуемых земель предполагается вовлечь в оборот за счет проведения культуртехнических работ с внесением в почву мелиорантов. Фитомелиоративные мероприятия позволят обеспечить защиту и сохранение сельхозугодий от опустынивания на 12,31 тыс. га. Помимо ФЦП, в России на данный момент разработаны 63 региональные программы развития мелиорации. В регионах современный этап развития мелиорации сельскохозяйственных земель начался в 2010-2011 годах, отмечает врио директора ФГБУ «Управление «Тамбовмелиоводхоз» Евгений Бирюков. «Оно характеризовалось не только восстановлением ранее созданных оросительных систем и строительством новых технологически более мобильных оросительных систем», — говорит он. По словам Бирюкова, регионы смогли стартовать в восстановлении мелиоративного фонда благодаря специально разработанным государственным программам поддержки сельхозтоваропроизводителей, а также экономической заинтересованности ряда успешных
сельхозпредприятий в развитии собственной мелиорации. Сегодня, по его словам, в Тамбовской области ежегодно вводится 1,8-2,2 тыс. га мелиорированной земли. «Это небольшие темпы ввода, однако позитивный тренд на восстановление внимания инвестора к мелиорации — налицо, и это не может не радовать. Тем не менее достигнуть прежнего технического, технологического, научного и кадрового потенциала область сможет только через 10-15 лет упорного развития мелиоративного фонда», — отмечает Бирюков.

Инициатива инвесторов
При этом, несмотря на достаточно внушительную поддержку сферы мелиорации со стороны государства и регионов, главным двигателем инвестиций в нее все равно должны быть частные компании, уверены эксперты. И в этом плане за последнее время также заметны позитивные тренды. Уже сегодня в России реализуется немало крупных проектов в сфере мелиорации. Так, компания «Иррико» успешно построила и эксплуатирует 96 поливальных установок на своих сельхозугодьях в Ставропольском крае, система обеспечивает орошение 6535 га пашни. «Орошение позволяет заниматься культурами, которые при естественных природно-климатических условиях мы не смогли бы здесь выращивать, — рассказал «Вестнику» генеральный директор «Иррико» Александр Петров. — Первые два года мы сеяли сою и кукурузу, а в прошлом году начали заниматься выращиванием овощей. Сейчас идет сбор картофеля и лука, планируем получить урожай не менее 100 тыс. тонн. В дальнейшем хотим расширить это направление и выращивать также капусту, морковь, свеклу, кабачки». Стоит отметить, что «Иррико» реализует один из крупнейших инвестиционных проектов по мелиорации в стране. Его инициатором три года назад выступили «ВТБ Капитал» и КРСК, первоначально общий объем инвестиций в него оценивался в 8 млрд рублей. Идея проекта заключается в создании одной из крупнейших в России аграрных компаний с земельным банком общей площадью угодий 60 тыс. га, 32 тыс. из которых будут искусственно орошаться. При этом предполагается использовать построенную еще в советский период, но не используемую в полной мере инфраструктуру ирригационных каналов в северо-восточной части Ставропольского края. Один из крупнейших производителей риса на Юге России — СПК «Хатукайский» — в 2014 году вложил около 200 млн рублей в собственное развитие, основной статьей инвестиций стало восстановление старой, еще советской мелиоративной системы. «Здесь есть канал-ответвление от реки Кубань, благодаря которому осуществлялся необходимый растениям полив. За долгие годы безвременья он успел зарасти камышом, его не чистили, не ухаживали за ним. Также пришла в негодность насосная станция, которая подавала воду непосредственно на поля. Мы все это починили и запустили, что уже в прошлом году позволило нам собрать порядка 6 тыс. тонн риса — это очень хороший результат даже по меркам советских времен», — рассказал «Вестнику» руководитель СПК «Хатукайский» Рашид Теучеж. «АФГ Националь» в 2016 году оснастил системами орошения более 4,3 тыс. га земель, задействованных под выращивание картофеля и овощей открытого грунта в Нижегородской и Новгородской областях, вложив в них порядка 350 млн рублей.

Сейчас в России картофель под орошением выращивают не более 7-8% сельхозпроизводителей», — рассказал директор «АФГ Националь Нижний Новгород» Александр Ефремцев. При этом за счет орошения урожайность картофеля увеличивается в два раза, а качество — в три раза. «Клубни и корнеплоды получаются более ровными и привлекательно выглядят, что особенно важно, поскольку реализация картофеля и овощей ведется компанией через крупные торговые сети», — говорит он. Урожайность картофеля с использованием орошения и без него составляет 50-55 т/га и 25-30 т/га соответственно. С мая по август хозяйства агрохолдинга выливают 150-200 т воды на 1 га. «За сезон осуществляется 5-6 поливов в зависимости от погодных условий», — добавляет Ефремцев.